Вопрос №55: «Расчет нормы обслуживания приборов учета воды»

Описание вопроса: Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, как рассчитать норму обслуживания на 1 контролера по водоотведению в месяц. Одной из обязанностей контролера абонентского отдела является контроль и снятие показаний водомерных счетчиков установленных на водопроводной (канализационной) сети, также имеются абоненты у которых не установлены приборы учета.

Абоненты — физические и юридические лица. Согласно приказа № 66 от 22 марта 1999 г. «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» для контролера водопроводного (канализационного) хозяйства предусмотрены нормы обслуживания единиц в месяц на 1 контролера.  Наше предприятие обслуживает около 3300 л/сч юридических лиц, Для их обслуживания необходимо 10-11 контролеров. Но в связи с отдаленностью и разбросанностью предприятий по городу, необходимо пропорционально распределить юр.лиц по участкам на всех контролеров. В этом случае на одного контролера приходится в среднем около 85 водомеров, что ниже нормативного обслуживания, поэтому необходимо дополнить пропорционально количеству недостающих по норме обслуживания юридических лиц — физическими лицами, у нас 113 461 л/сч физических лиц (из них приборами учета оснащены — 56 218 л/сч). Так вот, я затрудняюсь подготовить правильный расчет.

Спасибо!

Ответ:

Гаяна, добрый день.

К сожалению, я не знаком с указанными рекомендациями, однако, исходя из названия складывается, что это некие рекомендации, которые, возможно, рассчитаны на хронометраже выполняемых работ по контролю и снятию показаний.

Как мне кажется, на первый взгляд, необходимо фундаментально пойти от географии расположения клиентов (физ. и юр. лиц) и нормы времени на обслуживание одного прибора учета. Видимо придется взять некое среднее время, так как где то доступ к приборам легче где то необходимо совершить дополнительные операции для получения доступа к приборам учета.

На мой взгляд «добирать» до как таковой нормы, возможно, и не обязательно, если у Вас физически человек не сможет обойти все приборы учета сама по себе норма будет не рабочей.

Предложение следующее:

1. Разделить всю географию расположения клиентов на районы по транспортной доступности, чтобы один район находился в рациональной транспортной доступности. Например, без больших переездов от места к месту.

2. Далее на каждом районе определить клиентов и просто физически посчитать сколько приборов физ. лиц сможет обслужить один контролер., далее понять какое количество физически может быть обслужено дополнительно (физ лица).
* на этом моменте могут получиться разные нормы для разных районов и соответственно разная загрузка людей, что не очень хотелось бы.

3. Если получилась большая корреляция показателей, на мой взгляд, необходимо пересмотреть районы, например, чтобы выходила средняя загрузка контролеров примерно одинаковая.

4. При выполнении всех этих операциях может оказаться так, что загрузка контролеров получится ниже нормы, однако, проведанная работа будет говорить о том, что, если эту загрузку повысить за счет перераспределения имеющихся клиентов, то получится неравномерность, которая Вам невыгодна, так как сотрудникам это не очень понравится.

5. Далее можно загрузку «добирать» до нормы путем привлечения новых клиентов.

Также во всем этом есть элемент некой автоматизации (не совсем правильное слово), а именно, передвижения сотрудников. Возможно, если они будут передвигаться на чем либо Вы сможете повысить норму и сократить количество сотрудников, но это уже дальнейшая оптимизация.

По-моему в свое время американская почта (могу ошибиться со страной) построила маршруты движения авто по доставке почты по городу только используя правые повороты, так как они посчитали, что на поворот направо тратиться меньше времени чем на поворот налево.